официальный сайт администрации

Правовое просвещение

Публикации:

 

 

20.09.2017

Досудебный и судебный порядок  защиты прав граждан при нарушении прав в сфере здравоохранения.

«Нередко на практике могут иметь место нарушения прав граждан в сфере здравоохранения. Зачастую граждане не располагают информацией куда можно обратиться, чтобы защитить свои права и восстановить справедливость.

Защита социальных прав граждан в сфере здравоохранения включает в себя внесудебный порядок и порядок защиты прав в суде.

В первую очередь необходимо помнить, что в соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.

В соответствии с нормами Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане могут обращаться в государственные органы или органы местного самоуправления путем подачи устных сообщений, а также письменных или электронных заявлений, жалоб, предложений. По вопросу нарушения прав в указанной сфере можно обратиться с обращением в следующие органы:

— Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)    и его территориальные органы (Управление Росздравнадзора по Тверской области);

— Министерство здравоохранения Тверской области, которое является органом, уполномоченным на осуществление государственного контроля за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции;

— Управление Роспотребнадзора по Тверской области по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания медицинских услуг;

— органы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации», осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

При обращении следует помнить, что прокуратура при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяет иные государственные органы.

Также прокурор может и обратиться в суд с заявлением о защите прав гражданина — в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПК РФ. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

В суд можно обратиться и самостоятельно. Для этого необходимо подать исковое заявление в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации».

 

27.07.2017

Внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, затрагивающие права несовершеннолетних, получивших общее образование и достигших возраста 15 лет, а также подростков 14-летнего возраста.

Федеральным законом от 1 июля 2017 года № 139-ФЗ (далее – Закон № 139-ФЗ) внесены изменения в статьи 63, 92, 94 Трудового кодекса Российской Федерации, затрагивающие права несовершеннолетних, получивших общее образование и достигших возраста 15 лет, а также подростков 14-летнего возраста.

Так, по достижении 15 лет подростки могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

Несовершеннолетние, оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из образовательной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор с 15 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

Кроме того, в связи с указанными изменениями трудовой договор с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет, может быть заключен для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, с письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства.

Такое согласие необходимо и в случае заключения трудового договора с несовершеннолетним, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда без ущерба для освоения образовательной программы.

Законом № 139-ФЗ также установлена продолжительность рабочего дня подростка.

Для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет предусмотрено 4 часа, от пятнадцати до шестнадцати лет – 5 часов, от шестнадцати до восемнадцати лет – 7 часов.

Для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – 2,5 часа, от шестнадцати до восемнадцати лет – 4 часа.

Изменения вступили в силу 12 июля 2017 года.

 

11.05.2017

Со 2 мая 2017 года все организации должны проводить для вновь принятых сотрудников вводный инструктаж по гражданской обороне.

Постановлением  Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 470 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 02.11.2000 №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», в соответствии с которыми для организаций введены  дополнительные обязанности — разрабатывать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с работниками в течение первого месяца их работы. А также планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне.

Контролировать соблюдение этих требований будет МЧС России, которому, в свою очередь, поручено не менее двух раз в год проводить специальные обучающие семинары (вебинары) по гражданской обороне с руководителями (работниками) структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены на решение задач в области гражданской обороны.

За неисполнение указанных требований предусмотрена ответственность в виде  штрафа от 100 000 до 200 000 рублей.

 

29.03.2017

Об исполнении судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера
Федеральным законом от 03.07.2016 N 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» (далее — Федеральный закон) внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в силу которых в рамках рассматриваемого уголовного дела может быть применен судебный штраф, то есть денежное взыскание, назначенное судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, если лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред. Данные изменения вступили в законную силу с 15.07.2016.

Исполнение судебного штрафа осуществляется судебными приставами исполнителями по общим правилам, установленным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом ряда особенностей, внесенных Федеральным законом.
Так, срок исполнения судебного штрафа устанавливается судом в постановлении, определении о назначении меры уголовно-правового характера. При этом срок для добровольного исполнения судебного штрафа судебным приставом-исполнителем не устанавливается, а исполнительский сбор не взыскивается.
Между тем, в случае, когда у судебного пристава-исполнителя по истечении 10 календарных дней со дня окончания срока уплаты штрафа отсутствуют данные о его погашении, последний направляет в суд постановление об отмене указанной меры уголовно-правового характера и о решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.
Исполнительное производство, возбужденное в целях исполнения судебного штрафа, оканчивается в случае: его выплаты в полном объеме, возращения исполнительного документа по требованию суда выдавшего его, направления в суд, выдавший исполнительный документ, представления об отмене судебного штрафа.

 

17.03.2017

Уменьшены сроки перечисления средств материнского (семейного) капитала

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 253 внесены изменения в п.17 «Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 (далее Правила).

В соответствии с данными изменениями решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления.
В случае удовлетворения заявления перечисление средств материнского (семейного) капитала осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об удовлетворении заявления.
В ранее действующей редакции Правил предусматривалось перечисление средств материнского (семейного) капитала не позднее чем через 2 месяца с даты принятия заявления.

 

12.03.2017

Расчет дополнительного отпуска работников, связанных с вредными условиями труда
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 №АКПИ16-1035 признан недействующим абзац 1 пункта 12 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20.

В соответствии с абзацем 1 пункта 12 Инструкции в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.
Статьей 117 ТК РФ закреплено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска указанным работникам составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
При определении продолжительности такого отпуска необходимо учитывать особенности исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленные частью 3 статьи 121 ТК РФ, согласно которой при предоставлении указанного дополнительного отпуска учитывается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Из приведенных законоположений следует, что продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска за работу с вредными условиями труда определяется с учетом фактически отработанного времени в данных условиях независимо от того, на полную или неполную ставку занят работник, в том числе и при условии его занятости менее 0,5 ставки.
Требования абзаца 1 пункта 12 Инструкции при расчете продолжительности ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда и начислении отпускных не подлежат применению.

 

12.03.2017

За незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего госслужащего — штраф
 При трудоустройстве бывшего государственного (муниципального) служащего организации должны учитывать положения статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

В частности работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы. Перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Данный порядок представления работодателями указанной информации закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700.
На практике зачастую рассматриваемая обязанность не исполняется не в силу стремления осуществлять какие-то коррупционно опасные деяния, а просто потому, что работодатели не подозревают о возникновении у них этой обязанности. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности. А ответственность за данное правонарушение достаточно строгая.
Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 рублей для граждан; от 20 000 до 50 000 рублей для должностных лиц; от 100 000 до 500 000 рублей для юридических лиц за неисполнение работодателем обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

 

21.02.2017

Внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации
С 01.01.2017 вступили в силу изменения в ст. 36 Лесного кодекса РФ и ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенные Федеральным законом от 23.06.2016 N 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства».

В соответствии с внесенными изменениями, использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков.
Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.
Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса РФ (основания использования лесных участков).
На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся временными постройками, в том числе ограждений.
Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Напомним, что ранее использование лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства допускалось только на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

 

21.02.2017

О независимой оценке квалификации работников
C 01.01.2017 года вступил в силу Федеральный закон №238-ФЗ от 03.07.2016 «О независимой оценке квалификации», согласно которому специальные центры будут проводить независимую оценку квалификации. Работодатель с письменного согласия сотрудника сможет направить его на такую оценку. При прохождении сотрудника независимой оценки квалификации с отрывом от работы, за работником сохраняется должность и средняя заработная плата.

Чтобы получить свидетельство о квалификации, работник должен успешно сдать профессиональный экзамен. Если результат окажется неудовлетворительным, вместо свидетельства будет выдаваться заключение о прохождении экзамена с рекомендацией соискателю.
Независимая оценка квалификации — это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оценка квалификации будет осуществляться как для работников, так и для работодателей. Если экзамен сдается по направлению работодателя — именно он и оплачивает его проведение.
Если профессиональный экзамен проходит в другой местности, то такому сотруднику оплачиваются командировочные расходы.
При приеме на работу новых сотрудников учитываются обязательные профстандарты.

 

13.02.2017

О праве на отсрочку от призыва на военную службу для студентов
C 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон N 53-ФЗ), согласно которым с указанного времени отсрочка от призыва на военную службу для студентов, получающих среднее профессиональное образование, будет предоставляться независимо от достижения ими двадцати лет, как это было предусмотрено старой редакцией закона.

В частности, в соответствии с абзацем 3 п.п. «а» и п. 2 ст. 24 ФЗ Федерального закона N 53-ФЗ право на отсрочку теперь имеют студенты очной формы обучения, обучающиеся в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Законом гарантировано получение диплома о среднем профессиональном образовании и по достижении 20 лет и отсрочки от призыва на весь период обучения.

 

13.02.2017

Уточнены полномочия прокурора в уголовном процессе
Федеральным законом от 19.12.2016 N 457-ФЗ внесены изменения в статьи 44 и 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми прокурору предоставлено право предъявлять гражданские иски в уголовном процессе от имени субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Так, если ранее частью 3 ст. 44 УПК РФ предусматривалось право прокурора на предъявление гражданского иска в защиту интересов государства, то согласно новой редакции указанной нормы прокурор вправе предъявить гражданский иск в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Федеральный закон вступил в силу 20.12.2016.

 

30.01.2017

С 1 января запрещена перевозка детей автобусами, с года выпуска которых прошло более 10 лет
1 января 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 года № 652 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами».

Так, с 1 января 2017 года для осуществления организованной перевозки группы детей может использоваться только автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Таким образом, в 2017 году перевозка детей на автобусах, с года выпуска которых прошло более 10 лет, запрещена.

Версия для слабовидящих

Архивы